Археологи установили, что синагоги в Галилее появились не ранее конца II в. н. э.



Согласно данным археологических раскопов в Галилее, все культовые иудейские постройки на ее территории, включая синагоги, датируются лишь начиная с позднеримского периода, с конца II века н.э. Это касается и найденных недавно, в июле 2012 года, руин синагоги в деревушке Хуккок в районе Галилеи. Эти руины также датируются IV-VI вв. н.э.

Напомню, что первый массовый вывод иудейского населения из Галилеи произошел в период ассирийского владычества в 722 году до н.э., когда на их место были заселены ассирийские колонисты. Второй подобный случай произошел во время маккавейских войн, когда Симон Маккавей в 164 году до н.э. увел в Иудею и без того малочисленных иудеев Галилеи. Маккавей боялся отмщения галилеян за волну грабежа и насилия, которым в течение нескольких лет иудеи подвергали галилеян, пользуясь их беззащитностью вследствие упадка государства Селевкидов. После этого периода о каком-либо заселении иудеями Галилеи до позднеримского периода говорить уже не приходится.

Таким образом, данные археологии прекрасно согласуются с историческими, подтверждая начало колонизации Галилеи иудеями лишь в этот период – время после разрушения Второго Храма.

Так, Д. Э. Райт пишет в своей работе «Археология и Евангелия»:

«Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х.»

Синагоги в Назарете, Капернауме и других городах Галилеи, упомянутых в канонических евангелиях в качестве мест, где якобы проповедовал Иисус, датируются археологами лишь II-IV веками н.э. Следует заметить, что некоторые галилейские синагоги этого периода построены на более древних фундаментах с датировкой I веком н. э., но однако фундаментами каких именно зданий они были – неизвестно и выяснить это археологам не представляется возможным. Разумеется, все спекуляции на эту тему идеологически детерминированными людьми и просто заинтересованными в развитии туризма экскурсоводами беспочвенны. К таким спекуляциям относятся, например, утверждения экскурсоводов по святым местам Назарета и Капернаума о том, что в их синагогах можно даже продемонстрировать туристам скамьи и место, где Иисус сидел или читал Тору собравшимся. Если ученые и археологи в ответ на такие речи только улыбаются, то доверчивые туристы и верующие не перестают лобызать «священные места» и биться лбами в приступах религиозного экстаза.

Однако, более того – специалисты из Hebrew University of Jerusalem отмечают:

«У археологов нет единого мнения по поводу того, каким периодом следует датировать древние галилейские синагоги. Принято считать, что они относятся к позднеримскому периоду (II-IV вв. н. э.), времени политического и культурного расцвета галилейских иудеев. В последнее время некоторые исследователи стали склоняться к тому, что эти синагоги были построены в основном в византийский период (V-VI вв. н. э.), когда господствовало христианство и, как считается, иудеи подвергались гонениям. Д-р Лейбнер отметил, что подобный разброс во мнениях может впоследствии привести к переосмыслению образа жизни иудеев в эти древние времена».

Кстати, последняя часть цитаты специалистов университета Иерусалима должна показаться интересной именно гностическим христианам и противникам иудеохристианства, давно сомневающимся в приниженном положении иудеев в период усиления кафолицизма.

Оригинал взят у metropolis78 в Синагоги Галилеи.

На фото: развалины в Хоразине со свастичным орнаментом, идентифицируемые как останки синагоги.

Комментариев нет: