Is, Isis, Esus

Графическим символом, отображающим идею богочеловечества может служить изображение оси I – вертикали, соединяющей верх и низ, символизирующих в свою очередь с одной стороны «место пребывания» Бога, а с другой человека вкупе с тварной природой вообще. Вписанная в окружность (символ отражающий всю полноту творения), ось представляет собой два радиуса, направленных от центра (места пребывания Бога) к крайним точкам периферии, которые представляют собой архетипические полюса творения, между которыми заключен диапазон качественных различий внутри «всех видимых и невидимых». Этот древнейший символ, известный со времен палеолита сохранился в германских рунических рядах в виде руны is – I.

В праиндоевропейском языке основа *is или  в более поздней форме *es, со значением «быть истинным» входила в состав причастия *es-nt буквально означавшего «правда»: отсюда хеттское asant-, «сущий, истинный», английское sooth и русское «суть», «сущая правда». I (is) – это суть мироздания, истина лежащая в его основе, говорящая о единстве Бога и мира, и соединяющая их ось. Кстати именно поэтому в северо-германской традиции в качестве Мирового Древа выступает ясень, немецкое название которого –  esche, напоминает по звучанию древнюю основу *is.  От той же праосновы происходит и имя германского божества Isis, которому согласно сообщению Тацита поклонялись свебы. Тацит ассоциирует это божество с Изидой: «Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде (в оригинале Isis, от греческой транскрипции Ισις); в чем причина и каково  происхождение  этого   чужестранного священнодействия,  я не мог  в  достаточной  мере  выяснить,  но, поскольку их святыня изображена в виде либурны,  этот культ, надо полагать,  завезен  к  ним  извне». Римский историк затрудняется объяснить наличие культа Изиды в германской среде, и на самом деле отождествляет автохтонный германский культ с привнесенным извне культом египетской богини только на основании сходства имен и атрибутов Исиды и Isis. Но следует отметить, что он не мог видеть изображение божества, о чем свидетельствует его последующее изложение: «Впрочем,  они  [т. е. германцы – А.И.]  находят,   что вследствие  величия  небожителей  богов  невозможно  ни заключить внутри  стен,  ни  придать  им  какие-либо   черты   сходства   с человеческим  обликом.  И  они  посвящают  им  дубравы  и  рощи и нарекают их именами богов;  и эти святилища  отмечены  только  их благочестием». Т.о. Isis, чье имя совпадает с латинской транскрипцией имени египетской богини, мог вполне оказаться не женским, а мужским божеством, с совершенно иными функциями. Тем более что символ в виде иллирийского судна  (liburna), мог вполне появиться из созвучия его названия с улеборденом (uleboerden) – навершием конька крыши у германцев-фризов, несомненно воспроизводящим древний культовый символизм.

Следы теоморфного имени, на основе прото-корня *Is мы находим во многих индоевропейских традициях, а также и у некоторых неиндоевропейских племен, как отголосок изначального языка и изначальной традиции. Что касается славян, то здесь следует вспомнить польское божество с именем Yesza или Iassa, продолжениями которого в русской фольклорной традиции является Йсай-пророк «Г/о/лубинной Книги», Яша, Ящер народных обрядовых песен, и который первоначально представлял собой эпитет славянского бога-громовика, персонификацию грома, «голоса неба», его «Слова» (греческого Λογος’а). Сходное звучание имеет наименования буквы I [i], в кириллице: «Иже» или «Ижица», в болгарском абецедаре Isei; которые, несомненно, восходят к соответствующему знаку дохристианского «рунического ряда» славян. Вероятно от того же прото-корня происходит и русское слово «ясный», которое кроме значений яркий, светлый («ясная заря», «ясное небо») в некоторых выражениях может означать также логичность, стройность, четкость, например: «ясный ум», «ясная мысль». В древнейшие времена это определение вполне могло служить эпитетом Бога-Логоса, «Солнца Правды», т. е. все того же «Осевого Бога». В дохристианской традиции енисейских остяков (кетов), главный бог, и само понятие божества, носит имя Есь (буквально «небо»). Если учесть возможность перехода [i] в [g] (через посредство [j]), то ту же изначальную основу содержит имя Гесера, известного из монгольской и ряда тюркских традиций, а также из тибетской традиции Бон, согласно которой этот герой, Сын Бога, явится в конце мира, чтобы очистить землю от зла.

У кельтов Галлии известен «солнечный бог» Эзус (Esus). Сходством имен Спасителя и божества религии друидов можно отчасти объяснить быстрое и безболезненное принятие христианства галатами в Малой Азии, как и более позднее основание в кельтской среде ирландско-британской православной церкви практически не встретившей сопротивления языческого жречества. Неслучайно поэтому православный св. Патрик, и его последователи, которые первыми стали оглашать Учение Любви «Белого Христа» в Ирландии, прозвались «Прекрасными дочерьми короля Лэгайре», т.е. их приход был воспринят как возвращение fir side «людей холмов»; другими словами как возвращение носителей древнейшей культуры мегалитических захоронений, спустившихся в Ирландию с севера.

О содержании культа Эзуса и характере верований, связанных с ним до нас дошла крайне скудная информация. Из сообщения, относящегося к I в. по Р. Х., принадлежащего  римскому поэту Лукану, мы узнаем что Езус требовал жертв, повешенных на дереве. Это сообщение дополняют изображения божества с подобием серпа или, быть может, топора в руке около дерева на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира. В образе, изображенном на алтарях можно видеть по меньшей мере типологическую параллель германскому Одину-Вотану, добровольно пригвоздившему себя, собственным копьем к Мировому Древу, ясеню Иггдрасилю.

О том, что этот культ был знаком еще апостолу Павлу, говорят слова «Послания к галатам» (3:1), где Эзус назван предначертательным Христом:

О, несмысленнии галате, кто вы прельстилъ есть не покоритися истине, имже пред очима Иисусъ Христосъ преднаписанъ бысть, въ васъ распять...

В приведенных словах апостол упрекает, переселившихся в Малую Азию кельтов-галатов, в отступлении от ортодоксального христианства и уклонении в квазихристиансткую иудейскую ересь («тако ли несмысленни есте; наченше духомъ, ныне плотию скончаваете» – Гал. 3:3); и  как аргумент для своего недоумения показывает им, что еще до христианской проповеди они имели перед глазами образ того, Кто отменяет обрезание по плоти.

Флективный характер, свойственный индоевропейским языкам (в отличии от ностратического и изначального) позволяет предполагать, что незадолго до распада индоевропейской общности прообразом кельтского Эзуса, был бог с именем *Isus или *Esus, что означало «Истинный». Однако в изначальном языке флексия (*-us) по-видимому выступала как самостоятельный корень, несущий в себе семантику «родства», «единения» (ср. русское выражение «родственные узы», а также слова «узел», «связь» и предлоги «с», «у», «со»).


Иванов А. Опыт реконструкции изначального предмета веры на стыке компаративистики и  традиционалисткого анализа православной традиции.



Комментариев нет: